Противодействие коррупции в учреждении: 7 советов по организации и оформлению работы

Противодействие коррупции – это деятельность не только органов власти всех уровней, но и организаций всех форм собственности в пределах их полномочий (п. 2 ст. 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее – Закон № 273-ФЗ).

Под термином "коррупция" понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица (п. 1 ст. 1 Закона № 273-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 13.3 Закона № 273-ФЗ организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. За невыполнение организациями обязанностей, предусмотренных ст. 13.3 Закона № 273-ФЗ не предусмотрена административная ответственность, в то же время такое бездействие является нарушением законодательства о противодействии коррупции (смотрите, например, решение Ленинского районного суда г. Орска Оренбургской области от 21 июля 2014 г. по делу № 2-1205/2014решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 12 августа 2020 г. по делу № 2а-2-155/2020решение Октябрьского районного суда г. Грозного Чеченской Республики от 6 апреля 2020 г. по делу № 2-306/2020решение Новоселицкого районного суда Ставропольского края от 19 августа 2020 г. по делу № 2-289/2020решение Ессентукского городского суда Ставропольского края от 13 июля 2020 г. по делу № 2а-1032/2020, решение Ессентукского городского суда Ставропольского края от 14 мая 2020 г. по делу № 2а-654/2020решение Новочеркасского городского суда Ростовской области от 12 марта 2019 г. по делу № 2-830/2019).

Согласно п. 1, п. 2 ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации", проверкой исполнения законодательства о коррупции занимается прокуратура. Чтобы избежать возможных претензий проверяющих, мы приготовили для вас несколько советов.

 

Совет 1. Определите подразделение или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений.

Для более качественного выполнения антикоррупционной работы рекомендуем привлекать специалистов, обладающих соответствующими знаниями и опытом.

При распределении функций внутри учреждения важно определить целесообразность назначения отдельных лиц или подразделений, ответственными за антикоррупционную работу. В то же время, если ресурсы учреждения не позволяют создать отдельное подразделение, следует распределить функции по предупреждению коррупции между работниками одного или нескольких подразделений, например, в виде создания комиссии.

Организуйте профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку специалистов, в должностные обязанности которых входит профилактика коррупционных правонарушений.

Примерные перечни основных вопросов, рекомендуемых к освоению в рамках дополнительных профессиональных программ антикоррупционной тематики и подготовленные Минтрудом России, размещены на официальном сайте по адресу: https://rosmintrud.ru/ministry/programms/anticorruption/017.

 

Совет 2. Составьте план противодействия коррупции.

Определите мероприятия, ожидаемые результаты, сроки и конкретные даты в которые должны быть приняты локальные акты в учреждении, а также исполнены мероприятия. В план также целесообразно включить сроки сдачи справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Смотрите, например: приказ Министерства культуры РФ от 27 августа 2018 г. № 1529 "Об утверждении Плана по противодействию коррупции Министерства культуры Российской Федерации на 2018-2020 годы".

 

Совет 3. Проведите оценку коррупционных рисков и составьте карту коррупционных рисков.

Грамотно составленная карта коррупционных рисков поможет построить эффективную (адресную) систему мер противодействия коррупции, при этом позволив сэкономить ресурсы учреждения исключив избыточные меры из его антикоррупционной политики.

Понимание того, какие коррупционные правонарушения могут быть совершены работниками учреждения, является важнейшим этапом построения системы мер по противодействию коррупции в учреждении.

Рекомендуем ознакомиться с:

 

Совет 4. Разработайте антикоррупционную политику.

Разработчиком антикоррупционной политики учреждения может выступать работник или структурное подразделение учреждения, на которых возложены функции по предупреждению коррупции. Крупным и средним учреждениям, располагающим достаточными финансовыми ресурсами, к разработке и последующей реализации соответствующей антикоррупционной политики могут привлекаться внешние эксперты (Информация Минтруда России от 18 сентября 2019 г. "Меры по предупреждению коррупции в организациях").

 

Совет 5. Примите антикоррупционные стандарты, кодексы, положения и т.п.

Они могут быть разработаны отдельно или быть приложениями к учетной политике. Основной вопрос, который должен быть ими урегулирован, – это конфликт интересов, а именно:

  • круг лиц, попадающих под действие положения о конфликте интересов;
  • принципы раскрытия и урегулирования конфликта интересов в учреждении;
  • действия работников в связи с предупреждением, раскрытием и урегулированием конфликта интересов и порядок их осуществления;
  • порядок декларирования (раскрытия) конфликта интересов;
  • определение лиц, ответственных за прием сведений о возникшем конфликте интересов и рассмотрение этих сведений.

При разработке положения о конфликте интересов, следует учитывать специальные требования законодательства в вашей сфере деятельности (смотрите, например, ст. 75 Федерального закона от 21 ноября 2012 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", п. 33 ст. 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 30 декабря 2008 № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", п. 9 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд" и т.д.).

Вместе с тем, важным инструментом предупреждения коррупции в учреждении является установление для работников стандартов и кодексов поведения, корыте могут установить определенные правила, например:

  • этики и служебного поведения работников учреждения;
  • обмена деловыми подарками и знаками делового гостеприимства;
  • иной оплачиваемой деятельность и владение ценными бумагами;
  • использования информации ограниченного доступа.

 

Совет 6. Организуйте обучение и информирование работников по вопросам противодействия коррупции.

Незнание работниками антикоррупционного законодательства и локальных актов учреждения, может обернуться для учреждения крупными штрафами. Поэтому важно не только принять антикоррупционную политику и другие локальные акты в учреждении, но и обеспечить ознакомление работников с ними, в том числе, с использованием сайта учреждения в Интернете.

Обучающие мероприятия по вопросам профилактики и противодействия коррупции можно проводить в любых доступных формах: семинары, тренинги, лекции, совещания, методические рекомендации, памятки, консультирование по вопросам применения (соблюдения) антикоррупционных стандартов и процедур.

Консультирование по вопросам противодействия коррупции целесообразно осуществлять индивидуально и конфиденциально должностным лицом, ответственным за противодействие коррупции.

 

Совет 7. Проверяйте контрагентов.

Негативные последствия могут быть вызваны коррупционными рисками вне учреждения, поэтому важным аспектом антикоррупционной деятельности является проверка контрагентов, с которыми взаимодействует учреждение  (смотрите примерную форму положения об обязательной проверке контрагентов, подготовленную экспертами компании "Гарант").

Для этого учреждение может использовать информацию, размещенную в открытом доступе (Примерный перечень таких ресурсов размещен на официальном сайте Минтруда России в сети "Интернет" по ссылке: https://rosmintrud.ru/ministry/programms/anticorruption/015), а также информацию, размещенную на сайте самого контрагента.

Профессиональный сервис "Экспресс Проверка" в составе информационно-правового обеспечения ГАРАНТ также позволит решить задачу проверки контрагента. 

 

8. Наладьте взаимодействие между подразделениями (должностными лицами) осуществляющими внутренний контроль в учреждении и подразделениями (должностными лицами) ответственными за профилактику коррупционных и иных правонарушений.

Часть мер по противодействию коррупции может осуществляться в рамках процедур внутреннего контроля и наоборот, поэтому взаимодействие данных служб поможет более оптимально использовать ресурсы учреждения.

Год: