«Fair Digital Finance» - «Справедливые цифровые финансовые услуги»

«Fair Digital Finance» - «Справедливые цифровые финансовые услуги» - девиз Всемирного дня защиты прав потребителей» в 2022 году, который традиционно отмечается 15 марта

Всемирный день защиты прав потребителей международная общественность отмечает 15 марта. Именно в этот день в 1961 году в Конгрессе США выступил президент США Джон Ф.Кеннеди с речью, в которой впервые охарактеризовал понятие "потребитель" и назвал четыре основных права потребителя: право на информацию, право на безопасность, право на выбор и право быть услышанным.

"Понятие "потребитель" включает всех нас, это - крупнейшая экономическая группа, чьи интересы затрагиваются почти каждым общественным и частным экономическим решением. Это единая важнейшая группа..., взгляды которой часто не учитывают", - сказал он.

Позже Всемирная организация союзов потребителей ("Consumer International") дополнила еще четыре права: право на возмещение ущерба, право на потребительское образование, право на удовлетворение базовых потребностей и право на здоровую окружающую среду.

Все эти восемь основных потребительских прав легли в основу работы как Всемирной организации союзов потребителей, так и союзов потребителей во всем мире. В 1985 году Генеральная Ассамблея ООН утвердила Принципы защиты потребителей (UN Guidelines for Consumer Protection), благодаря которым потребительские права получили международное признание.

Всемирная организация союзов потребителей - крупнейшее на сегодня объединение борцов за права потребителей во всем мире. Она создана в 1960 году небольшой группой потребительских организаций, целью которых было объединение союзов потребителей всего мира. До 1995 года носила название "International organization of consumers unions", но была переименована в "Consumers International". Сегодня объединяет более 220 организаций в 115 странах.

Всемирный день защиты прав потребителей появился в международном календаре знаменательных дат 15 марта 1983 года. Каждый год он проводится под определенным лозунгом.

В 2022 году празднование Всемирного дня прав потребителей состоится под девизом: «Fair Digital Finance» - «Справедливые цифровые финансовые услуги».

Пандемия СOVID-19 усилила тенденцию, связанную с развитием цифровых услуг. Безусловным преимуществом такого развития является прозрачность и скорость оказания финансовых услуг. Однако в таких условиях существенно возрастает и риск финансового мошенничества, а отдельные категории граждан могут быть ограничены в доступе к услугам, которые перестают оказываться в традиционных каналах.

Как показывает анализ обращений на нарушения прав потребителей при оказании финансовых услуг, поступивших в территориальные органы Роспотребнадзора, их структура и содержание на протяжении последних лет практически не меняется. Наиболее актуальными проблемами по-прежнему остаются недобросовестные практики, посягающие на следующие права потребителя:

– на свободный выбор (навязывание дополнительных услуг без согласия потребителя, отказ в предоставлении финансовых услуг, блокировка банковских карт и т. п.);

– на безопасность услуги (хищение денежных средств со счета потребителя, взыскание задолженности).

Многочисленные исследования показывают, что экономические кризисы и связанное с ними сокращение доходов традиционно являются временем активизации финансовых мошенников. В последние годы, особенно в аспекте перехода на дистанционные каналы обслуживания, оказалось очевидным, что скорость развития мошеннических систем в банковской сфере существенно превышает скорость построения защиты от таких противозаконных действий. Финансовые организации зачастую не разъясняют клиентам как эффективно и безопасно пользоваться услугой. В результате доверчивые и пожилые клиенты становятся объектом интереса для мошенников. Для обеспечения прав потребителей в сфере цифровых финансовых услуг для всех требуется глобальный, совместный и скоординированный подход . Быстро развивающиеся цифровые технологии требуют новых инновационных подходов, в основе которых лежит защита и расширение прав и возможностей потребителей на рынке цифровых финансовых услуг.

Одной из основных задач по развитию отрасли информационных технологий в России является развитие инфраструктуры электронной коммерции, которая определена в Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014–2020 годы и на перспективу до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. №2036-р. В Распоряжении № 2036-р отмечено, что развитие цифровой экономики не должно ущемлять интересы граждан. В связи с этим, защита потребителей в сфере электронной коммерции, осуществляемой хозяйствующими субъектами посредством информационно-телекоммуникационных сетей, обозначена среди ожидаемых результатов реализации Стратегии государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2017 г. № 1837-р.

Управление Роспотребнадзора по Республике Калмыки

Год: